Мы в гробу того видали, кто нас пьяницей назвал. На свои мы деньги пили - нам никто не подавал.
30.06.2015 в 18:04
Пишет  Шано:
Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно – явное, другое – потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен – в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир ).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские – Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских – есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

больше про христианскую традицию имянаречения здесь azbyka.ru/days/imeniny/imeniny-all.shtml
URL записи

Помнится для меня было открытием, что очень многие народы не просто носят имена , а имена эти что-то значат. Не надо говорить мне, что русские имена тоже что-то значат. Значат. Если раскопать иностранные корни итд. Я о том, что имена были не сильно изменными употребляемыми в быту словами.
Самый простой пример - Сакура. Да любое японское имя возьми - оно что-то значит и любому японцу не составит труда рассказать, что именно. Или не японское, корейское. Арабское. И так далее. Какой девушке не приятно носить имя Прекрасный цветок? Или парню - Храбрый?
А для нас наши имена просто красивые и непонятные сочетания букв. Да и значения порой вводят в оторопь, столько в них первобытного христианства. В русском тоже осталось несколько значимых - Людмила, Светлана, Владимир - но мало. Столько пропало красоты и самобытности.
Жаль.

@темы: курение инета, гадание по клавиатуре, тонкая нить

Комментарии
30.06.2015 в 18:21

Ты всегда получаешь чего хочешь, рано или поздно, так или иначе…
Да и значения порой вводят в оторопь, столько в них первобытного христианства.
а можно примерчик? Просто любопытно.
30.06.2015 в 20:32

Мы в гробу того видали, кто нас пьяницей назвал. На свои мы деньги пили - нам никто не подавал.
Ayeleth, да вот моё имя, например. "Чистая, непорочная" - прекрасно же, можно сразу в рай)
30.06.2015 в 20:34

Ты всегда получаешь чего хочешь, рано или поздно, так или иначе…
Раника, твое - это греческие корни. Это не русское.
30.06.2015 в 20:54

Мы в гробу того видали, кто нас пьяницей назвал. На свои мы деньги пили - нам никто не подавал.
Ayeleth, так я про них и говорю. Как до значения докопаешься, так и думаешь - зачем я это узнал???
30.06.2015 в 20:55

Ты всегда получаешь чего хочешь, рано или поздно, так или иначе…
Раника, ну, про твое вряд ли так можно сказать) хорошее имя)
30.06.2015 в 21:27

Мы в гробу того видали, кто нас пьяницей назвал. На свои мы деньги пили - нам никто не подавал.
Ayeleth, значение очень уж... так себе. Идеализмом попахивает.
30.06.2015 в 22:50

В русском тоже осталось несколько значимых - Людмила, Светлана, Владимир - но мало. Ну, половина из этих значимых просто перевод тех же христианских или других значимых имён (например, правителей-варягов) Светлана = Фотинья; Вера - Надежда - Любовь = Пистис -Эльпис -Агапэ; Богдан = Федот, Фёдор, а другая половина - попытка сделать понятными чужие имена тех же варягов. Владимир вначале был Вальдемаром.

.значения порой вводят в оторопь, столько в них первобытного христианства ... моё имя, например. "Чистая, непорочная" - прекрасно же, можно сразу в рай
Почему именно христианства? Да, имя, конечно христианское, но ведь чистота души и тела ценилась не только у христиан.
01.07.2015 в 10:28

Мы в гробу того видали, кто нас пьяницей назвал. На свои мы деньги пили - нам никто не подавал.
Ну, половина из этих значимых просто перевод тех же христианских или других значимых имён

Umematsu, сильно в этом сомневаюсь. Кто бы имена переводил и зачем? Это было бы бессмыслицей. Называли как слышали, Светлая - Светлана, людям милая - Людмила, миром владеющий - Владимир. Славянские имена, как и имена народов, не попавших под влияние христианства, происходили от своих простых слов, имели простой смысл. А потом стали насаждаться чужие имена.

чистота души и тела ценилась не только у христиан
Только почему-то славянин сказал бы "хороший, добрый, светлый" и имя будет соответственное и очень понятное, а христианин будет упирать на некую "невинность". Об отношении христианства к чистоте тела лучше не упоминать. Слава богу, русские христиане баню не забросили.
01.07.2015 в 19:03

Раника,читать дальше
01.07.2015 в 19:32

Мы в гробу того видали, кто нас пьяницей назвал. На свои мы деньги пили - нам никто не подавал.
Umematsu,
Переводили вместе со священными книгами

Это уже позже, когда такие вещи стали делаться целенаправленно. Так-то народ не шибко грамотный был, всё больше на слух.

Вобщем-то никто ничего особо не насаждал
Это как сказать. Обязательное именование при крещении христианским именем - и постепенная замена и вытеснение изначальных имён. до революции главным личным праздником человека был не день рождения, а именины, день его святого-покровителя.
Конечно, это прямое следствие христианизации. Я говорю не о периоде "до революции", а ранее, до того, как начали насаждать христианство. Что касается важной роли в становлении духовности... Нет, имя в становлении духовности никакой роли не играет, так же как обязательное ношение крестика, обрезание или выбривание лба подроскам в африканском племени. Это атрибуты веры, не более.

Хорошее, доброе, светлое славянин вполне мог назвать чистым:
Мог бы, не спорю. Но есть разница между "чистый" и "непорочный". Первое изначально и понятно, как жить, что делать в случае чего, а второе сразу накладывает жёсткий круг ограничений и пугает перспективой исчезновения, заметьте, навсегда.

А если учесть, что христианство возникло там, где с водою не очень...
Надо сказать, что там где с водою не очень, люди как раз таки весьма следили за собой. А вот с развитием христианства стало модно истязать своё тело грязью.
01.07.2015 в 20:06

Раника, Это атрибуты веры, не более.
Да как сказать... Современный человек может воспринимать тот же крестик в качестве ювелирного украшения. Но когда тебя за тот же крестик или за обрезание могут распять, сжечь на костре, отправить в лагерь или в газовую камеру отношение будет несколько иным. Кстати один из аргументов за обрезание в устах одного из мусульманских духовных лидеров звучал так (оцените сочетание "высокого" и "низкого"): Каждый раз, когда мужчина идёт в туалет и берётся за обрезанный орган, он вспоминает о боге."
Точно так же и имя. Раньше практически каждый человек знал биографию своего святого покровителя и многие старались им подражать. В дворянских семьях, если святых с таким именем было несколько, ребёнку читали биографии их всех и он уже выбирал себе покровителя и пример для подражания. Павел Флоренский писал, что люди даже не зная об этом часто повторяли судьбу своих небесных покровителей. Получившие имя святых воинов служили в армии, а те, кто носил имя мучеников, часто имели трудную судьбу.

народ не шибко грамотный был, всё больше на слух.
Но слушались-то отрывки из Писания и проповеди, разыгрывались вертепы и прочие действа, которые опять же включали в себя эпизоды из священных книг!
02.07.2015 в 00:07

Мы в гробу того видали, кто нас пьяницей назвал. На свои мы деньги пили - нам никто не подавал.
Современный человек может воспринимать тот же крестик в качестве ювелирного украшения. Но когда тебя за тот же крестик или за обрезание могут распять, сжечь на костре, отправить в лагерь или в газовую камеру отношение будет несколько иным.
За христианское имя не сжигали. Им вообще поначалу в обиходе не пользовались. Но я не об этом, а о том, что смена имени при крещении просто один из атрибутов обряда. и приписывать ему какую-то особую роль в становлении духовности я бы не стала. Уж не более чем ношение крестика. Что касается высказывания, то как говорил Кеншин, "заблуждения Каору-доно мне нравятся больше, чем правда".

Раньше практически каждый человек знал биографию своего святого покровителя
Дворяне знали, и сколько там было тех дворян? Крестьяне конечно помаленьку тоже узнавали, но учить не учили, пока не попали в школы.

Но слушались-то отрывки из Писания и проповеди
Ничего что поначалу и довольно долгое время службы велись на греческом? Никто там ничего не переводил, уж простому люду так точно. Сказали будешь Петром, обсказали коротенько, кто такой и всё. Потом много позже и перевели и отрывки играли, только к тому времени все имена уже прочно заменились на христианские.
03.07.2015 в 15:44

Имя Светлана не относится к древнерусским, это новодел двухсотлетней давности, изобретенный поэтами.
Людмила - тоже не древнерусское, во всяком случае, в русских источниках не замечено, по происхождению чешское, применяется в России только после "Руслана и Людмилы".
Владимир - тоже русское происхождение вызывает сомнения, во всякой случае, если исходить из толкования "владеющий миром".


Раника, кстати, если ваше имя Екатерина, то толкование как "чистая, непорочная" тоже сомнительно. Сейчас исследователи склонны полагать, что такое объяснение дается этому имени просто по созвучию с греческим словом "чистая", типо как у нас иной раз толкуют Тихона как "тихого"